|
Лобанова Елена Николаевна учитель-дефектолог Уровень образования: высшее, ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», 2010 год Специальность и квалификация по диплому: специальность «Олигофренопедагогика» квалификация «Учитель-олигофренопедагог» |
Кто такой учитель-дефектолог?
Проблема сформулирована в выражении «Многие не знают, кто такой дефектолог, но все знают, с кем он должен заниматься». Так кто же такой этот дефектолог?
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Также учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А также он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Как отмечают ведущие специалисты в области специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, Е.А.Стребелева, В.В.Давыдов, Л.Ф. Обухова, Д.Б.Эльконин) младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, когда происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. В этом возрасте возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. Поэтому особенно важно на этом возрастном промежутке оказать своевременную специализированную помощь детям в преодолении трудностей.
Цель моей деятельности как учителя-дефектолога заключается в развитии познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения учебных знаний с учетом целостного развития личности. Коррекционно-педагогическую работу осуществляю с учениками начальных классов в условиях школы-интерната.
Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.
1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится 3 раза в год
2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых и индивидуальных занятий.
5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
6. А также идет консультация педагогов по интересующим вопросам.
Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основной является программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика - нет письма, нет письма- нет и связной речи.
Содержание индивидуальных и групповых занятий строю в рамках ведущей деятельности младшего школьного возраста, на материале, соответствующем требованиям школьной программы специальных (коррекционных) школ VIII вида.
На индивидуальных занятиях использую приемы совместных действий, прием частичного выполнения задания в сочетании с поэтапным, «дробным» выполнением заданий.
На групповых занятиях применяю организацию помощи ребенку со стороны других учащихся, работа в паре с «сильным» ребенком, совместное выполнение задания несколькими детьми — «бригадный» метод. Используемые приемы помогают учащимся повысить успеваемость и достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для освоения программы.
Как видно из вышесказанного, учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), а также и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
С методическими материалами учителя-дефектолога можно познакомиться здесь.